Рекордный скачок курса доллара и соответствующий взлет цен вызвало у многих россиян вполне закономерные ассоциации с событиями 1998-го года. Покупательская способность, однозначно, снизится, как и произошло в то время, но нынешняя ситуация имеет существенные отличия.
В 1998 году сбережения россиян уменьшились в пересчете на иностранную валюту, но иностранные производители не уходили с рынка, а, наоборот, приходили на него.
Уже после объявления дефолта, в конце августа 1998 года в столичном «Экспоцентре» был проведен Московский международный автосалон, где выставлялись в том числе Ferrari и Maserati. Сейчас по официальным каналам купить продукцию многих марок уже невозможно.
Вторичный рынок не поможет
Сейчас в России нет формального запрета на привоз подержанных иномарок из-за рубежа, но огромные таможенные пошлины делают такое мероприятие нерентабельным, поэтому на него мало кто решается.
В 1998 году человек хотя и потерял возможность приобрести новую иномарку, но не было проблемы с тем, чтобы пригнать б/у авто из Германии, Японии или других стран - цены на автомобили в возрасте трех-пяти лет часто были очень доступными, и бизнес «перегонщиков» процветал.
Сейчас же весь вторичный рынок оказался по факту заперт в России. Поэтому стоимость б/у автомобилей растет вместе с ценами на новые авто, которые повышаются не только из-за курса и инфляции, но и дефицита.
«Стихийный рынок» маловероятен
В конце девяностых в России автомобильный рынок был слабым и практически стихийным. Многие компании не имели официальных представительств, которые бы контролировали ценовую политику и уровень сервиса.
Даже отечественные автомобили продавались либо через частных дилеров, которые не должны были отвечать перед заводами, либо у перегонщиков.
Вторичный рынок в 1998 тоже не был похож на то, что мы знаем сегодня сегодня. Интернет-площадки только начинали свой путь, поэтому люди покупали и продавали автомобили либо через газеты с объявлениями, либо приезжали на парковки-авторынки под открытым небом.
В условиях невозможности привозить запчасти из-за границы, количество машин в хорошем состоянии будет закономерно уменьшаться.
Рост количества угонов
Нехватка запчастей логичным образом приведет к увеличению числа угонов - если в девяностых годах машины угоняли в основном для перепродажи целиком, то сейчас целью угона может стать разбор машины на запчасти и продажа этих запчастей авторазборкам и сервисам, потому что больше их взять неоткуда. Учитывая такую мрачную перспективу, стоит ожидать значительного роста спроса на автосигнализации и противоугонные системы - даже если авто застраховано по КАСКО (а это небольшой процент от всех автомобилей), то выплата в случае угона все равно не позволит купить равнозначный автомобиль.
Будем ездить на "Ладах"?
Скорее всего, полной изоляции России от новых иномарок, не произойдет, т.к. помимо Hyundai, Kia, Renault и Toyota, которые продолжают деятельность, есть и китайские бренды, число и ассортимент которых, скорее всего, увеличится.
Но пандемия наглядно показала, как в современной экономике все взаимосвязано: производство в одной стране может полностью встать из-за того, что не смогли привезти нужные компоненты из другой. Иностранных деталей сейчас хватает даже в наших «Ладах», поэтому заново запущенный после простоя конвейер в Тольятти в настоящее время выпускает только «Гранты» и «Нивы».